суббота, 21 ноября 2015 г.

Coromandel (Часть І)

Les Exclusifs de Chanel Coromandel



Сегодня речь пойдёт об аромате от
 Chanel со странным названием Coromandel. (Сразу спешу заметить, что отзыв будет разбит на несколько частей, для удобства чтения).
Конечно все уже слышали о том, что при создании этого аромата парфюмер Жак Польж искал вдохновение у самой Коко Шанель. В тех предметах, что были ей дороги. Да, да, да. Речь пойдёт об известных китайских ширмах. Коромандельских ширмах



Но почему же они коромандельские? Это название с Китаем не имеет ничего, казалось бы общего, однако... Китайские товары ранее ценились очень высоко. Всё то чем мы теперь пользуемся так легко и непринужденно, было изобретено  во многом в Китае. Бумага, порох, шелк, фарфор и многое другое. Это сейчас китайские товары - ширпотреб. Ранее было иначе.

Есть понятие - техника художественного "коромандельского лака".  Искусство лака, издавна известное в Китае, требовало
кропотливой работы и потому чрезвычайно высоко ценилось.

"Коромандельский лак" обязан своим названием массовому экспорту лаковых изделий на Коромандельское побережье Бенгальского залива в Индии, откуда расписные коробочки, ларцы, ширмы и т.п. поступали в XVII-XVIII вв. в Европу, в том числе во Францию.   Изделия, выполненные в этой технике,  производились в основном в провинции Хонан (Китай).
Техника "коромандельского лака" представляет собой комбинацию резного лака и живописи. На деревянную поверхность наносился меловой грунт, а затем - многослойно - лак черного цвета, полученный естественным путем из сока лакового дерева. После отверждения лака производилась резьба до мелового грунта с сохранением внутренних перегородок рисунка. На белый цвет грунта накладывались краски ярких сочных цветов, полученные путем смешения лака с пигментами. Самое раннее упоминание об этой технике относится к XVIIв. 
 Изделие покрывалось до тридцати и более слоев лака, каждый из которых сушился в течение нескольких дней. При этом, существовали лаки различных цветов: черного из сажи, красного киноварь, розового, желтого, зеленого, серо-голубого и синего. 

 Эту технику использовали для производства различных товаров: предметов интерьера, шкатулок, таблетниц, го (шахмат), письменных принадлежностей, наборов для модниц (коробочек для пудры и румян), расчёсок и т.д и т.п. 

В китайских художественных лаках использовали не только роспись, но также резьбу и  технику инкрустации: перламутром, оловом и серебром. В качестве украшения предметов использовали характерные изображения бытовых сцен, цветов, птиц и пейзажей. 

Также  в производстве ширм использовалась известная техника "насиджи" (кожура груши), когда под разные слои лака  (на разную глубину) помещали золотую фольгу и ширма как бы мерцала и переливалась.

Однако, почему же именно ширмы стали так популярны в странах Европы? Первые ширмы коромандельского лака были привезены в Европу путешественником Марко Поло. Стоили они баснословно дорого. Приобрести их могли лишь венценосные особы и очень богатые люди.

Помните "Китайские кабинеты" Петродворца и лаковый кабинет Монплезира? 

 В оформлении их использовали ширмы коромандельского лака. Декоративные лаковые панно - это ни что иное как створки ширм. Толщина створок ширм позволяла распилить их вдоль, чтобы использовать для оформления обе створки.




Продолжение следует...
\

Комментариев нет:

Отправить комментарий